2b6ae1f7     

Петров С - И А Гончаров



С.Петров
И.А.Гончаров
(Критико-биографический очерк)
В одной из своих статей А. М. Горький писал: "В России каждый писатель
был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное
стремление - понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее
народа, об ее роли на земле. Как человек, как личность, писатель русский
доселе стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к
великому делу жизни, литературе..."
К числу таких русских писателей относится и Гончаров. В литературной
деятельности Гончаров видел свое призвание, свое общественное назначение.
Отмечая 125-летие со дня рождения Гончарова, "Правда" назвала его "великим
русским писателем".
Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, как
выдающийся представитель той школы художников-реалистов 40-х годов, которые
продолжали традиции Пушкина и Гоголя, воспитывались под непосредственным
воздействием критики Белинского.
Исторической эпохой, взрастившей творчество Гончарова, были 40-60-е
годы прошлого столетия, время глубокого кризиса феодально-крепостнического
строя, период ликвидации крепостного правя, подъема демократического
движения в России. Эта эпоха и нашла свое отражение в трех романах писателя:
"Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв".
Центральной темой творчества Гончарова всегда были судьбы его родины.
"То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю
благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни", - писал Гончаров. В
крупнейших своих произведениях, как на это указывает сам писатель, он
стремился ответить на вопросы, которые выдвигались современной ему русской
жизнью.
Творчество Гончарова сыграло большую роль в истории русской литературы
XIX века, в развитии критического реализма, в создании русского
реалистического романа.
^TI^U
Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года.
Детские годы Гончарова прошли в патриархально-крепостнической обстановке
богатой полупомещичьей, полукупеческой усадьбы. Гончаров видел повсюду
картины беспечной, сонной, ленивой жизни обитателей усадьбы, во многом
воспроизведенные впоследствии в "Сне Обломова".
Духовные интересы мальчика пробудились в общении с крестным отцом,
Трегубовым, человеком просвещенным, связанным с кругами декабристов,
заботившимся о воспитании своего крестника. Влиянию обломовских нравов
противостояло и чтение книг, которые поглощались в великом множестве. Уже в
детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Державина,
Жуковского, сочинения Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий -
Кука, Крашенинникова, исторические труды Голикова и Карамзина. В
автобиографии Гончаров писал: "Это повальное чтение... открыв мальчику
преждевременно глаза на многое, не могло не подействовать на усиленное
развитие фантазии, и без того слишком живой от природы".
Московское коммерческое училище, в котором учился Гончаров в 1822-1830
гг., оставило в писателе тягостные воспоминания о бездарных учителях и
рутинном преподавании. "Мне тяжело вспоминать о нем", - говорил Гончаров. По
свидетельству историка С. М. Соловьева, "в Коммерческом училище учили плохо;
учителя были допотопные". И в юношеские годы воспитателем Гончарова
оказалась русская литература: он увлекается произведениями Пушкина, которые
были для будущего писателя образцом правдивого изображения жизни, школой
эстетического вкуса. В юношескую пору возникла, по признанию Гончарова, и
его "страсть к писанию"; к творчеств



Содержание раздела